::Texts::
Орландо Блум на съемках "Царства Небесного"
<<< [1] [2]

Режиссер намеревался задействовать в картине и своего друга Рассела Кроу. Конечно, не на главную роль — возраст актера уже не соответствовал требованиям эпохи, в которой сорокалетний человек считался едва ли не отжившим свой век. Поговаривали, что он пригласит актера на роль Тиберия, но в конечном итоге эту роль сыграл Джереми Айронс.

Риск в случае с «Царством Небесным» — а именно такое название получила картина о крестоносцах, — конечно, был. История совместного проживания в относительном перемирии на территории одной страны христиан и мусульман, особенно в период разгорающейся войны на Ближнем Востоке, могла быть не вполне адекватно воспринята зрителями. Ведь то, в чем одна часть населения планеты увидела бы романтическую историю на фоне великих событий, другими (и этого исключать нельзя) могло быть понято как призыв к священной войне.

Поэтому студия долгое время и не давала этому проекту зеленый свет. Пока же Ридли Скотт утверждал исполнителей на главные роли, а Монахан правил сценарий, с тем чтобы ни одна из сторон не смогла упрекнуть создателей картины в шовинизме.

Причина, по которой Скотт настаивал на работе именно в соборе Мецкита, — в его причастности к событиям, разворачивающимся в картине. Мечеть Мецкита была возведена в тех краях в X веке — в период правления Калифа Абд аль-Рахмана III, когда испано-исламское государство достигло пика своего развития. Колоссальных размеров зал храма состоял из 11 нефов, которые поддерживались 110 колоннами, капители их были позаимствованы от старых римских и византийских зданий. Выше надстроен еще один ряд арок. Этот новаторский прием в архитектуре позволил создать в помещении мечети уникальное сочетание света и тени. Последующие архитекторы вносили в здание свои дополнения, благодаря чему спустя сотню лет мечеть с возведенным позднее минаретом и колоннами, украшенными красным и синим мрамором, стала вдвое превышать по площади первоначальную постройку. Здание было построено именно в христианской части Кордобы, и поэтому, когда в 1236 году началось изгнание с этих территорий евреев и мусульман, его переоборудовали под христианский храм, для чего к зданию мечети было пристроено здание собора. На протяжении последующих 234 лет мечеть постоянно переоборудовалась изнутри под потребности христианского храма.

Баланс был важным требованием к сценаристу и режиссеру. В щекотливой ситуации, которая оформилась в мире в последние десятилетия, фильм со столь неоднозначным религиозным подтекстом было необходимо сделать так,

чтобы не спровоцировать межнациональной ненависти. Для соблюдения максимальной лояльности и сохранения исторической достоверности в процессе работы над сценарием Монахан < изучал летописи, в том числе и материалы Уильяма Тирского, одного из ведущих историков того времени, бывшего канцлером Королевства Иерусалим и личным наставником короля Болдуина IV, во времена правления которого и разворачиваются события ленты. Кроме того, использовались работы неизвестного французского хроникера Лиона Ираклия и множества мусульманских писателей, таких, например, как Имад аль-Дин и Усама Ибн Мункуидх, — для того чтобы взгляд на события был более широким.

Что же касается Ридли Скотта, то он не особенно беспокоился по поводу довольно сложной политической ситуации в отношении столкновения религий. «Я вырос на фильмах Инг-мара Бергмана, — говорит он. — И «Седьмая печать», и «Девичий источник» — превосходные примеры того, как о религии можно говорить безо всякого дискомфорта».

Проверку сценария решили провести довольно хитрым способом. Как известно, в шоу-бизнесе ничто не бывает случайно, а если что и происходит, так специально подготовленные люди непременно найдут способ, как из крупной неприятности сделать большую удачу либо свести потери к минимуму. Во всяком случае, инцидент с попаданием сценария в руки ученых-востоковедов через газету «New York Post» кажется санкционированным самой студией.

Пятеро историков различных национальностей и вероиспо-веданий получили на руки копии сценария с просьбой оценить их с точки зрения исторической достоверности и современных взглядов на описываемую в ленте историческую ситуацию. Как и следовало ожидать, католики уверяли, что так оно и бы-ло, а мусульмане утверждали, что фильм учит людей ненавидеть последователей их веры. Однако и те и другие сходились во мнении, что с научной точки зрения происходящее в картине во многом соответствует исто-рическим документам.

Очевидно, целью этой акции была попытка спровоцировать религиозные баталии, аналогичныe вызванным «Страстями Христовыми» Мела Гибсона. Публикация прошла в «New York Post», а потом в «Time» и ряде дpyгиx изданий, но ожидаемого резонанса не последовало. Уставшая от истязаний Христа публика не смогла или не захо-тела подхватывать дискуссию о правомочности столкновения религий. И это несмотря на то что статья приводила цитаты из речей Джорджа Буша-мл. о том, что поход на Восток и борьба с терроризмом — это современный Крестовый поход, а восточные средства массовой информации, напротив, сравнивали Усаму бен Ладена и Саддама Хусейна с Саладином.

Неприятности начались сразу после старта съемочного периода. Намеченная в Испании работа оказалась под угрозой срыва. Католическая церковь Испании запретила снимать в христианском соборе Мецкита в Кордобе. Связано это было вовсе не с содержанием фильма (чего, может быть, и следовало ожидать), а с тем, что месяц, который планировалось потратить на съемки в этом соборе (то есть две сотни человек киногруппы, осветительные приборы, загородки и фальш-полы), мог нарушить размеренную жизнь прихожан. Лишь заверения Скотта, что он уложится в четыре дня, и старания мэрии города позволили продолжить работу над картиной, однако от съемочной группы требовалось организовать процесс таким образом, чтобы не нарушать заведенного в приходе распорядка дня. Далее съемки переместились в замок Лоарре близ Хуески (на фото вверху] на Севере Испании, возведенном на вершине горы в XI веке, а также внутрь собора Авилы и в Касса де Пилотас — точной копии резиденции Пон-тия Пилата в Иерусалиме.

Соответствовать истории в художественном произведении, безусловно, удается не всегда, но Скотт и Монахан по крайней мере попытались приблизить происходящее на экране к соответствующим событиям, имевшим место. «Я кинопроизводитель, а не документалист, — говорил Ридли Скотт в одном из интервью. — Я стараюсь придерживаться истины. А поскольку Билл Монахан когда-то был журналистом, он всегда пытается прочитать исходные документы. Но в этом есть своего рода хитрость, ведь никто действительно не может оказаться в том времени и пообщаться с людьми, которые тогда жили. Поэтому то, что впоследствии появится на экране, — это всего лишь догадка. Мы стремились представить обе стороны более-менее уравновешенными. Мы наняли актеров-мусульман на три главные роли. Хасан Массуд, который сыграл Саладина, мусульманин и ученый. И он остался очень доволен тем, как этот баланс был достигнут».

И хотя «Царство Небесное» — это не более чем фантазия на историческую тему, без реальных персонажей там обойтись не могло. Вернее, участники событий, ставшие героями ленты Скотта, имеют узнаваемые черты реальных героев тех событий, а в ряде эпизодов судьбы их прототипов и вымышленных персонажей пересекаются.

Пожалуй, персона Саладина подверглась в этом отношении наименьшим изменениям, чего не скажешь о герое Лиама Ни-сона — Годфри из Ибелина. Этот персонаж был введен в сюжет исключительно как наставник героя Орландо Блума и представляет собой собирательный образ типичного младшего сына какого-нибудь французского дворянина, который отправился на Святую Землю в намерении поймать фортуну за хвост. Такими были многие из участников первых Крестовых походов.

Гуи де Люсиньян и Рейнальд де Шатильон — герои вполне реальные. Рейнальд де Шатильон был разбойником, атаковавшим арабские караваны и агрессивно настроенным по отношению к мусульманам. По его вине в 1187 году и было нарушено четырехлетнее перемирие, хрупко существовавшее благодаря стараниям короля Болдуина IV. Король умер в возрасте 24 лет от проказы, не оставив наследников, вследствие чего на трон взошел Гуи де Люсиньян, женившись на сестре короля. Перемирие закончилось объявлением Священной войны, и тогда же начался третий завоевательный поход Саладина.

Пожалуй, одним из немногих, чью судьбу пришлось переписать, стал главный герой картины — Бальян из Ибелина. Реальный Бальян был бароном, а вовсе не французским ремесленником. Его поступки восхищали Саладина, в связи с чем в битве 4 июля 1187 года у Хаттина, когда Саладин нанес сокрушительное поражение христианской армии и собственноручно (согласно некоторым источни-<ам) казнил Рейнальда Шатиль-энского, он позволил прорваться через оцепление и уйти невредимым Раймонду, графу Триапо-литанскому, командовавшему арьергардом, и барону Ивелину с чебольшим отрядом кавалерии. Зпрочем, при создании беллетристики, коей, бесспорно, является «Царство Небесное», подобные уточнения — не более чем экскурс в историю. А ведь для молодого Орландо Блума это действительно полная приключений картина, не говоря э том, что ему впервые досталась главная роль в высокобюджетном фильме. Актер даже настаивал, чтобы во время съемок сцены в горящей кузнице ему разрешили самостоятельно исполнять свою роль, не пользуясь услугами дублера. Скотт, конечно же, не позволил актеру рисковать — его персонажу предстояло не только метаться меж горящих стен, но и самому гореть. А это совсем не то же самое, что стрелять из лука на сьемках «Властелина колец».

Между прочим, незадолго до выхода в свет ленты Ридли Скотта на студию 2Otn Century Fox был подан иск писателем Джеймсом Рестоном-мл., автором книги «Воины Бога: Ричард Львиное сердце и Саладин в Третьем крестовом походе». В ходатайстве говорилось, что у него украдены сюжет и главные действующие лица его произведения. Может показаться странным, почему автор произведения так долго молчал, если не подумать о том, что службе маркетинга фильма очень нужен скандал вокруг ленты.

Премьера была заявлена на 6 мая 2005 года. Сначала это касалось только территории США, прокат за рубежом предполагался с некоторой задержкой. Однако незадолго до премьеры ситуация изменилась. Лента одновременно выходит в 48 странах мира. В зависимости от того, каким будет мировой прокат картины, студийные боссы примут решение, давать или нет зеленый свет новой совместной работе Ридли Скотта и Уильяма Монахана — «Триполи».

<<< [1] [2]
При использовании информации ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА