::Texts::
Орландо Блум на съемках "Царства Небесного"

Эпическая лента Ридли Скотта вполне может показаться классической love story на фоне исторических событий, сделанной в расчете повторить успех «Гладиатора». Но когда Ридли Скотт задумывал «Царство Небесное», еще не был снят даже «Чужой». По собственному утверждению режиссера, идея пришла ему за четверть века до того, как Уильям Монахан, покончив со сценарием «Триполи», увлекся написанием истории Крестовых походов.

Текст: Александр Голубчиков

[1] [2] >>>

Очевидно, что не одному Ридли Скотту в те годы приходила в голову идея фильма о рыцарях в сверкающих доспехах, отправляющихся за тридевять земель к гробу Господню. Кинематограф конца 70-х еще не успел пережевать и выплюнуть жанр фэн-тези, испахав тему вдоль и поперек — от «Конана-варвара» до «Уиллоу» — в 80-х. Но со времен грандиозного провала «Клеопатры» ничего масштабного снимать не решались — время блок-бастеров еще не наступило.

Мысль о постановке пришла Скотту в середине 70-х, но когда Арнольд Шварценеггер обратился к нему с предложением заняться постановкой «Крестового похода», о котором мы рассказывали во втором выпуске «Настоящего кино», режиссер отказался — предложенный вариант развития событий не вполне соответствовал тому, что действительно хотелось сделать Скотту.

Саму по себе историю Крестовых походов можно положить в основу массы кинолент, одной из которых вполне могло бы стать и биографическое полотно о полководце Салахе ад-Дине, более известном как Саладин. Он завоевал не так много чужих земель — Египет, Сирию и Месопотамию, — несравнимо с тем, чего достиг Александр Македонский. Но Саладин отвоевал у европейских рыцарей Иерусалимское королевство, а его благородство было перенято участниками Крестовых походов, и позже именно такая манера поведения стала ассоциироваться со словом «рыцарство».

Саладин был мудрым правителем, отличным стратегом, благородным воином и дипломатом, равно уважаемым и мусульманами, и христианами. После осады Иерусалима в 1187 году, вступив в город, он позволил рыцарям заплатить за себя выкуп и отправляться на все четыре стороны. Лишь те, кто не смог откупиться, были обращены в рабство. К этой истории и обратился в своей постановке Ридли Скотт, оставив за кадром поход Ричарда Львиное Сердце — как видно, для сиквела.

Однако вовсе не «Царство Небесное» первоначально задумывалось Скоттом для продолжения работы на поприще мегамасштабных картин. Скотт вообще считается если не родоначальником, то возродите-лем жанров. «Чужой» перевернул представление о картинах о чудовищах, «Бегущий по лезвию» вознес на новый уровень научно-фантастическое кино, «Тельма и Луиза» переодели в дамские наряды и украсили помадой ленты о друзьях, а «Падение «Черного ястреба» стало фильмом о войне, вывернувшим ее наизнанку. Сам режиссер не очень любит возвращаться к какому-то жанру. Он находится в постоянном поиске. Как-то Скотт процитировал в одном из интервью своего друга: «Искусство подобно акуле. Ты должен продолжать плыть, иначе утонешь». Меня всегда спрашивают о творческих планах. А плана нет. Я просто делаю то, что меня очаровывает в следующий момент».

А следующим после «Гладиатора» Ридпи Скотта очаровал «Триполи». Когда в ноябре 2001 года было объявлено о проекте продюсера Марка Гордона и 2Otn Century Fox, режиссера у «Триполи» еще не было. Да и для столь высокобюджетного, каким казался первый сценарий Монахана, производственная компания Гордона , известного своими продюсерскими проектами «Скорость», «Ливень», «Спасти рядового Райана» и массой других, была, мягко говоря, весьма странным выбором. На счету компании на тот момент еще не имелось само- стоятельных картин в работе, лишь предполагалось создание ленты «Джонни Эк» — об артистах цирка уродцев, сиамских близнецах, которых предстояло

сыграть Леонардо ДиКаприо.

Уильям Монахан также не обладал большим опытом в создании сценариев. Однако, будучи журналистом, он успел поработать редактором журнала «Spy» и написать книгу «Маяк», которую уже купил для экранизации продюсер Билли Гербер, сотрудничающий с Warner Bros. Для этой книги готовилась сценарная адаптация, и даже было объявлено, что постановкой займется Гор Вербински.

2Otn Century Fox к тому времени подписала с братьями Тони и Ридпи Скоттами договор, согласно которому каждый из них должен сделать фильм для студии. «Триполи» вполне мог быть одним из них, но подразумевавшийся немалый бюджет постановки придерживал старт работы над картиной — на студии уже планировалось несколько затратных лент, и еще одну вписать в планы оказывалось уже не-подъемно. Вероятно, за обсужде-нием «Триполи» Скотт рассказал Монахану, что давно мечтает снять кино про Крестовые походы, да сценария удачного найти не получается. С учетом того, что у Скотта уже имелась договорен-ность со студией, а сценарий Мо-нахана принят в работу, нужно было ковать железо, пока горячо. Монахану потребовалось немного времени, чтобы придумать :южет для фильма о крестонос-цах, который и был предложен FОХ. Все это происходило в течение четырех месяцев с того момента, как специализированные издания впервые заговорили о предстоящей работе Скотта над «Триполи». И вот уже в марте 2002 года студия поручила Уильяму Монахану написание сценария о Крестовом походе.

Сюжет «Триполи», так восхитивший Ридли Скотта, был основан на реальных событиях, произошедших с американским дипломатом Уильямом Итаном, представлявшим интересы США и президента Томаса Джеф-ферсона в Северной Африке в 1804 году. Итан присоединился к войскам изгнанного наследника национального трона Хамета Караманли, чтобы свергнуть захватившего власть брата Хамета. Под его предводительством пятьсот солдат, включая американских морских пехотинцев,

арабов и греков, преодолели 400 километров по пустыне, чтобы штурмовать и захватить морской порт Дерна в апреле 1805 года, который и стал их форпостом в походе на Триполи. Скотт сразу же заговорил о своем желании возродить тандем с Расселом Кроу, и стороны даже, кажется, ударили по рукам. Но «Триполи» постоянно откладывался. Сперва из-за недостатка финансирования и выхода из проекта Warner Bros., которая решила уделить больше внимания собственной «Трое». Потом появившийся на экранах фильм «Четыре пера» не показал впечатляющих результатов в прокате. Сценарий по требованию студии постоянно редактировался Монаханом, в нем появлялись и исчезали различные эпизоды, которые сокращали или увеличивали бюджет картины.

Так или иначе, с «Триполи» решили повременить и подождать, каким будет коммерческий результат проката ленты Вольфганга Петерсена. Зато «Крестовый поход» продвигался, пускай и медленно, но в верном направлении. «Рыцарь был своего рода ковбоем, если сравнивать понятия с нынешней эрой, — объяснял Скотт свой интерес к теме. — Он был эталоном благородства, воплощением веры и того, что сейчас называют рыцарством, — в понимании чистых поступков. И я думаю, что мое кино именно о чистоте их поступков».

С исполнителями было не все гладко. Скотт, недавно закончивший работу над «Падением «Черного ястреба», в котором задействовал немало молодых актеров на ролях, которые с большой натяжкой можно назвать главными, требовал, чтобы в его новой картине роль французского рыцаря Бальяна из Ибелина играл малоизвестный актер. Он предлагал обратить внимание на австралийца Джоэла Эдгертона, наиболее заметной ролью которого на тот момент был дядюшка Оуэн Ларе в молодости во втором эпизоде «Звездных войн». В сентябре 2003 года режиссер заверял прессу, что это наиболее веро-ятный исполнитель на глав-ную роль. Очевидно, на студии 2Otn Century Fox с этим пред-ложением никак не могли со-гласиться и настаивали на более привлекательном, с точки зре-ния дамской аудитории, актере. В том числе была выдвинута кандидатура уже работавшего со Скоттом в «Черном ястребе» Ор-ландо Блума. Скотт явно не привел в восторг от этой идеи, по-тому что решил сделать встречное предложение — заменить Блума Полом Беттани, исполнившим незадолго до того роль доктора Стивена Мэтьюрина — зторую по важности в морской драме «Хозяин Морей: На крага земли». Но студийные боссы проявили настойчивость, и Скотт был вынужден согласиться. Судьбу Беттани разделили также замененные на кинопробах, но, видимо, пробовавшиеся на другие роли Дэниэл Дей Льюис и Мар-тон Цокас.

[1] [2] >>>
При использовании информации ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА